Четверг
02.05.2024
09:37
Категории раздела
Конспекты уроков [47]
Презентации [31]
Тесты и контрольные работы [62]
Творческие работы учеников [1]
Статьи [15]
Родительские собрания [4]
Внеклассная работа [8]
здоровьесбережение [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт учителя начальных классов Сусиковой Елены Анатольевны
    Главная » Файлы » Статьи

    Оценивание успешности обучения младших школьников
    [ Скачать с сервера (27.4 Kb) ] 04.04.2023, 10:23

    Слайд 1

    «Оценивание успешности обучения младших школьников»

     

     Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальных в педагогической теории и практике.

    Очень часто ученики и их родители спрашивают: «Почему «4» , а не «5»? Почему «3», а не «4»?» Как вы отвечаете на этот вопрос?

     Давайте попытаемся разобраться, а что необходимо сделать учителю, чтобы таких вопросов не возникало.

    СЛАЙД 2  Оценивание, это один из основных компонентов процесса обучения. В федеральной образовательной программе  начального общего образования, утверждённой приказом Министерства РФ от 16.ноября 2022 года №992, в целевом разделе  п.19.13 сказано, что комплексный подход к оценке  образовательных достижений реализуется через:

      оценку предметных и метапредметных результатов;

    использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки;

    СЛАЙД 3

    использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических и творческих работ;

    использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность(самоанализ, самооценка, взаимооценка);

    использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием ИКТ.

    Обновлённый стандарт ставит перед учителем и обучающимися  требования, позволяющие  обучающимся начальной школы учиться оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализировать новую информацию, оценивать не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.

    - Что же такое оценивание?

    - Что такое оценка?

    СЛАЙД 4

    Оценивание — это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности

    Оценивание — это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика

    В чём заключается функция оценивания?

    СЛАЙД 5

    Функция оценивания — получить, оценить и показать результат обучения.

    В современной образовательной системе наметились два подхода к оцениванию:

    -оценивание для оценивания

    -оценивание для обучения

    Оценивание для оценивания является контролирующей функцией, признанной определить что изучил ученик на конкретный момент.

    При данной форме оценивания достижений ученика сравниваются с установленными нормами, что соответствует заключению: соответствует/не соответствует стандарту, уровню, утвержденной бальной шкале.

    Когда мы используем данный подход? (К.р., пров.р., с.р.)

    Оценивание для обучения является функцией системы обучения, содействующей процессу обучения и направленной в первую очередь на определение возможностей и потенциала обучающегося в своем обучении.

    В процессе оценивания участвуют обучающийся, демонстрирующий знания и навыки и учитель, организовавший наблюдение, обеспечивший сбор, проводящий анализ соответствия оцениваемых показателей заданным критериям и мониторинг результатов.

     Когда используется такой подход? При первичном закреплении, при выполнении задания с проверкой по образцу и т.д.

    СЛАЙД 6

    Условия проведения процесса оценивания, обуславливаются различными формами и методами обучения.

    В работе с учащимися начальных классов, мы используем следующие виды оценивания: аутентичное, неформальное, самооценивание.

    Аутентичное оценивание это оценивание процесса развития и прогресса обучающегося, в его реальных достижениях. Оно ни в коей мере не может быть субъективным, занимает достаточно большое количество времени на подготовку, проведение и подведение итогов, поэтому проводится в небольших группах или индивидуально. (Аутентичное(естественное) оценивание, это вид оценивания, применяющийся в практико-ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений, навыков, компетентности обучающихся в условиях ситуаций максимально приближенных к реальной жизни - повседневной или профессиональной.)

    Учитель, проводящий аутентичное оценивание, четко должен представлять что будет оценивать еще до начала процесса оценивания.

    Аутентичное оценивание имеет еще одну особенность, оно проводится сразу же по завершении выполнения задания, потому что здесь более важен процесс выполнения, нежели его результат.

    На каждом этапе обучения учитель организовывает процесс обсуждения вопросов, которые он заранее подготавливает; осуществляется разбор и комментирование выполненных обучающимися практических заданий; проводится экспертная оценка полученных обучающимися итоговых результатов.

    Цель такого оценивания – получить комплексную характеристику работы обучающегося, дать ему возможность посмотреть на свою работу со стороны и в результате - понять, осознать и освоить изучаемую тему и осознать уровень, которого он достиг в обучении.

    Неформальное оценивание это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.

    СЛАЙД 7

    Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путем похвалы и поддержки.

    В зависимости от результата работы можно выбрать весёлый или грустный смайлик, солнышко или тучку, цветочек или листочек. Причём эти знаки рисуют сами ученики, оценивая свою работу.

    Неформальное оценивание несет скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном использовании.

    Оценивание для обучения содействует всестороннему развитию обучающегося, не отталкивая его от обучения, заменяет критику на заинтересованную обратную связь.

    В каком классе можно применять неформальное оценивание? (Применяется в 1 классе, где формируется основа  оценивания, самооценивания.

    СЛАЙД 8

    Самооценивание - это оценивание, проводимое самим ребенком, с целью измерить собственный успех.

    Этот вид оценивания особенно важен для детей в силу следующих причин:

    -он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;

    -это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо.

    Каковы цели самооценивания? Цели самооценивания:

    представить детям полную картину их достижений;

    показать совпадают ли личностная и учительская оценки;

    сформировать правильное отношение к оцениванию.

    Ребёнок рассказывает стихотворение наизусть и ему предлагается оценить себя. Ученик не просто ставит себе оценку, он анализирует своё чтение. И как правило, дети критично относятся к своему ответу, оценку себе не завышают. Это помогает сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной.

    Критериальное самооценивание

    Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего самооценивая, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и процесс работы, приводящей к этому результату.

    Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех.

    Основой для дальнейшей успешной и продуктивной работы по самооцениванию является первый этап урока, на котором вводятся критерии оценивания. Наиболее полезным способом ввести эти критерии является общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем.

    СЛАЙД 9

    На этапе предварительного контроля нужно научить детей выделять критерии задания, ответа и т. д.:

    -Что будем оценивать?

    -Как будем оценивать?

    -Почему ты думаешь, что эти критерии будут важными?

    -Кто смог себя оценить?        

    Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки устных ответов учитель дает развернутую содержательную оценку ответа ученика (т. е. формулирует оценочное высказывание), из которой дети определяют требования к данному виду ответа, эти ответы и есть критерии оценки устного ответа.

    СЛАЙД 10

    В процессе обсуждения на доске записываются критерии оценки.

    Критерии оценки  ответа на тему:

    1.Правильность ответа.

    2.Полнота ответа.

    3.Наличие примеров.

    Аналогичный прием используется для оценки устных ответов, содержащих последовательность действий, которые нужно совершить.(н-р, для решения грамматической или орфографической задачи или вида языкового разбора)

    Критерии оценки «ответа-действий» (т. е. ответы, в которых важна последовательность действий)

    1.Правильность выполнения каждого действия

    2.Соблюдение нужного порядка действий

    Например, критерии оценки для задания «Подобрать как можно больше однокоренных слов к слову лес»

    Доказательство правильности подбора каждого из слов: объяснение его с помощью слова лес

    Количество подобранных слов.

    Таким образом для каждого задания вместе с детьми определяются критерии оценки.

    После того как дети оценят свои работы, полезно обсудить результаты их оценивания и сравнить с тем, как оценивает эти же работы учитель.

    Правильно подготовленные и регулярно проводящиеся критериальные оценивание и самооценивание:

    -дают учителю возможность точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, отраженные в их стремлении двигаться в перед;

    -формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению;

    -предоставляют учителю и ученикам не размытые, объективные критерии оценки, пригодные для интерпретации, анализа и непосредственного использования во взаимодействии с учащимися и родителями;

    -обеспечивают преемственность в работе разных учителей-предметников и создают основание для их коллективно распределенной работы;

    -дают общие основания для оценки достижений учащихся на разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациями;

    -формируют и поддерживают заинтересованность и уровень компетентностного участия родителей в учебном процессе;

    Критериальное оценивание является основной практически всех оценочных методик.

    Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек. Пользуясь цветными карандашами, ученик может самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос.

    Выбрав один из трех цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с работой. 

    СЛАЙД 11

    Использование таких знаков, как плюс, пол плюса и минус менее затратен по времени, так как необходим один простой карандаш

    -  - это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно;

    +_ – неуверенности: я не совсем в этом разобрался;

    + – благополучия: мне все ясно, я с этим справляюсь.

    Взяв тетради учеников, видно, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

    СЛАЙД 12  Еще один вид оценивания- это взаимооценивание.

    Взаимооценивание

    Критериальное оценивание может использоваться для оценки действия не только со стороны учителя или самого ученика, но и со стороны его одноклассников. При взаимооценивании могут оцениваться как индивидуальные, так и групповые работы.

    Взаимооценивание помогает развить навыки устного общения учеников и уважения к чужому мнению: ученики обмениваются идеями, отвечают на вопросы и делают комментарии, а также взаимодействуют друг с другом в ходе сотружничества.

    Преимущество взаимооценивания также состоит в том, что учащиеся учатся отличать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.

    Взаимооценивание на уроке проводится в 3 этапа:

    1. Обсуждается суть задания, можно оценить несколько работ всем вместе

    2. Обсуждение и фиксация критериев, по которым будет проходить оценивание.

    3. Представление работ. Во время презентации ученики могут объединиться в группы, провести оценивание и в ходе общего обсуждения придут к общему выводу, какой оценки заслуживают выступающие или выступающий.

    Также взаимооценивание может быть парным, когда ученики обмениваются работами и оценивают работы друг друга.

    Взаимооценивание имеет огромный потенциал на внутриклассную коммуникацию и на эмоциональную атмосферу в классе, это способ оказывать поддержку и помощь друг другу и получать друг от друга нужную и объективную информацию о своих достижениях и проблемах.

    Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение.

    Глубочайшим свойством человеческой природы
    является страстное стремление людей
    быть оцененным по достоинству. 
    У. Джеймс.

     

    Категория: Статьи | Добавил: Selena
    Просмотров: 39 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: