Суббота
20.04.2024
07:42
Категории раздела
Родителям [23]
Детям [37]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт учителя начальных классов Сусиковой Елены Анатольевны
    Главная » Статьи » Родителям

    Уважаемые родители!

    Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

     

    Общая характеристика

    Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было "выброшено" несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.

    Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

    Лист вопросов

    1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
    2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
    3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
    4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
    5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
    6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
    7. Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.
    8. Интересуется механизмами и машинами.
    9. Инициативен в общении со сверстниками.
    10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
    11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
    12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
    13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
    14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
    15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
    16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.
    17. Интересуется актерской игрой.
    18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
    19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
    20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
    21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
    22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
    23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
    24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
    25. Хорошо поет.
    26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
    27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
    28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
    29. Легко общается с детьми и взрослыми.
    30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
    31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
    32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
    33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
    34. Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
    35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
    36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
    37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
    38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
    39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
    40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
    41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
    42. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
    43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
    44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.
    45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
    46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
    47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
    48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
    49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
    50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
    51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
    52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
    53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
    54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
    55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
    56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
    57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.
    58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
    59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
    60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
    61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
    62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
    63. Умеет делать выводы и обобщения.
    64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
    65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
    66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
    67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
    68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
    69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
    70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
    71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
    72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
    73. В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)
    74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
    75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
    76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
    77. Любит игры драматизации.
    78. Быстро и легко осваивает компьютер.
    79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
    80. Физически выносливее сверстников.

    Методика рассчитана на выполнение основных функций:

              Первая и основная функция — диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований.

             Вторая функция — развивающая.Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

    Обработка результатов

    Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:•интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);•творческая (2-й столбец листа ответов);•академическая (3-й столбец листа ответов);•художественно изобразительная                   (4-й столбец листа ответов);•музыкальная (5-й столбец листа ответов);•литературная (6-й столбец листа ответов);•артистическая (7-й столбец листа ответов);•техническая (8-й столбец листа ответов);•лидерская (9-й столбец листа ответов);•спортивная (10-й столбец листа ответов).

    Лист ответов

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    33

    34

    35

    36

    37

    38

    39

    40

    41

    42

    43

    44

    45

    46

    47

    48

    49

    50

    51

    52

    53

    54

    55

    56

    57

    58

    59

    60

    61

    62

    63

    64

    65

    66

    67

    68

    69

    70

    71

    72

    73

    74

    75

    76

    77

    78

    79

    80

     

     

    Категория: Родителям | Добавил: Selena (14.10.2017)
    Просмотров: 437 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: